Нефтяным шейхам подкинули коня. Троянского

Резкий шаг, сделанный ОПЕК в минувшую среду, стал своего рода упреждающим ударом, призванным хоть как-то дисконтировать последствия "тлетворного" влияния Ирака на ситуацию в картеле и на рынке




Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

На минувшей неделе как обычно не обошлось без сюрпризов, поставивших "на уши" мировые рынки. Эффект разорвавшейся бомбы произвело принятое в среду на саммите ОПЕК решение снизить квоты на добычу нефти с 1 ноября с.г. на 900 тыс. баррелей в сутки (до 24,5 млн барр./сутки).

Напомним, что к моменту встречи представителей картеля никаких предпосылок для "регулировочного" сокращения квот не наблюдалось. Мировые цены на "черное золото" продолжали находиться в верхней части "разрешенного диапазона" – 22-28 $/баррель, а сами представители ОПЕК заявляли накануне встречи, что не ждут от нее никаких судьбоносных решений.

Реакция рынков на действия нефтяных шейхов была незамедлительной: котировки "черного золота" на основных биржах пошли вверх, в отличие от фондовых индексов развитых стран, устремившихся в обратном направлении.

Характерно, что не менее бурной оказалась и реакция рынка драгметаллов. В четверг до семилетнего максимума подскочили цены на золото. Спекулятивно настроенные игроки принялись закрывать короткие позиции, и котировки поднялись до $392,00 за тройскую унцию. По заявлениям ряда аналитиков, рост может продолжиться и дальше.

Золото, как известно, продолжает оставаться последней спасительной гаванью для капиталов инвесторов, и пробуждение интереса к нему говорит о росте их опасений за судьбу средств, инвестированных в различные активы, в первую очередь американского происхождения.

В настоящее время большая часть участников мирового финансового рынка в той или иной степени являются заложниками процесса восстановления экономики США. Решение ОПЕК вызвало серьезные опасения, что удорожание нефти способно будет затормозить процесс подъема американской экономики. Аналогичная участь угрожает и другим сильным мира сего – странам Евросоюза, Японии. А поскольку "запас прочности" у этих игроков на сегодняшний день меньше, чем у США, ощутимый рост мировых нефтяных цен имеет потенциальную возможность вогнать в стагнацию всю мировую экономику. Именно эти невеселые предположения заставили участников рынка всерьез задуматься о пересмотре содержимого своих инвестиционных портфелей.

Что же побудило членов ОПЕК к принятию решения о снижении квот? Согласно объяснениям участников саммита, это связано с ожиданием восстановления поставок нефти из Ирака, а также с постепенно увеличивающимся уровнем запасов энергоносителей в США (по сообщению американского правительства, на прошлой неделе запасы нефти в стране увеличились на 1,5 млн баррелей). Однако рост запасов вряд ли можно расценивать как решающий фактор. Во-первых, их увеличение связано с подготовкой к началу отопительного сезона. Во-вторых, сам по себе объем запасов – величина постоянно изменяющаяся, и в большинстве случаев оказывает лишь краткосрочное влияние на рынок.

Гораздо сложнее обстоит вопрос с Ираком, представитель которого был допущен к участию в саммите ОПЕК. Члены картеля прекрасно отдают себе отчет в том, что Ирак вряд ли будет играть по их правилам, а не в угоду себе и Соединенным Штатам. Роль "троянского коня" в составе ОПЕК, отведенная американцами Багдаду, очевидна, и прочим членам картеля есть о чем задуматься.

В такой ситуации уже важен не только фактор появления на рынке иракской нефти, но и расширение участия иракских представителей в принятии решений ОПЕК. Не исключено, что "особое положение" ИРАКА окончательно раскачает и без того слабую дисциплину в картеле, а это грозит полностью разбалансировать механизм удержания средних цен вблизи уровня 25 $/баррель, являющийся главным достижением ОПЕК.

Таким образом, резкий шаг, сделанный нефтяными шейхами в минувшую среду, стал своего рода упреждающим ударом, призванным хоть как-то дисконтировать последствия "тлетворного" влияния Ирака на ситуацию в картеле и на рынке. Рискнем предположить, что, при всей своей эффектности, шаг этот окажется малоэффективным. В том, что США в конечном счете удастся нейтрализовать ОПЕК, сомнений остается все меньше. Это видно как по удачной комбинации с Ираком, так и по усиленным и успешным попыткам американской стороны наладить энергетический диалог с независимыми поставщиками, включая Россию.

Любые же попытки ОПЕК "давить" на развитые страны посредством дорогой нефти грозят бумерангом ударить по самим участникам картеля. Если высокие нефтяные цены приведут экономики развитых стран к стагнации, неизбежным последствием этого станет сокращение мирового потребления нефти. Тогда (в силу низкой диверсифицированности экономик) основные нефтедобытчики окажутся в куда более худшем положении, нежели их "жертвы".

Понимают ли это в ОПЕК? Скорей всего – да. Однако вряд ли у картеля есть возможность спасти свою судьбу каким-либо иным способом, кроме принятия "боевой стойки". Которая еще хоть кого-то пугает. По крайней мере, слабонервных инвесторов...

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей