Путин раздал пять-семь "черных меток"

При всей своей адекватности и своевременности, идея демонтажа олигархической системы рискует оказаться дискредитированной теми, кому предстоит воплощать ее в жизнь




Нешуточная активность, проявляемая российским президентом накануне выборов, имеет все основания обернуться новой головной болью для российского бизнес-сообщества. Вчера глава государства вновь говорил об итогах приватизации, заставляя "владельцев заводов, газет, пароходов" мрачнеть с каждым сказанным им словом.

На первый взгляд, выступление президента на заседании Торгово-промышленной палаты мало чем отличалось от изрядно уже поднадоевших заклинаний на тему незыблемости итогов приватизации. Однако слушателям не составило труда обнаружить в нем совсем иной, и достаточно отчетливый, message. Вроде бы Владимир Путин вновь выступил против пересмотра прав на собственность, приобретенную в период приватизации, однако ряд сделанных им оговорок заставляет понимать президентскую речь совершенно иначе.

"Ничего подобного не намечается", – в который уже раз заявил президент относительно возможности пересмотра итогов приватизации, добавив при этом главное: "Речь не идет о людях, которые не соблюдали закон". "Я сплошь и рядом слышу, что законы были сложными и их невозможно было соблюдать. Да, законы были сложными и запутанными, но соблюдать их можно было – вполне. Кто хотел, тот их соблюдал... Если пять-семь человек не соблюдали законы, это не значит, что все этого не делали... Но это обстоятельство нужно учитывать – те, кто сознательно жульничали, ставили себя в лучшие условия, чем те, кто вел себя правильно. Последние, может быть, и не столько заработали, но зато теперь спят крепким сном", – подытожил глава государства.

Говоря о жульничестве одних и правильности других, президент кривит душой. У тех, кто начинал свой бизнес в начале-середине 90-х, действительно просто не было иного пути, кроме как во имя сохранения своего дела искать лазейки в законодательстве. В подобном положении дел не было ничего удивительного. Государственно-бюрократическая машина на всех уровнях быстро оценила выгоду, которую сулит "правильная эксплуатация" новоиспеченного российского бизнеса. Постановка любой законодательной препоны сулила чиновнику хороший доход в виде взяток за позволение ее обойти. В итоге на законодательном беспределе долгие годы грели руки не только чиновники, но и многочисленные "квалифицированные юристы", разрабатывающие методики адаптации к нему. Со временем правовые лазейки для бизнеса превратились в проторенные тропы, которыми шли и продолжают идти предприниматели, начиная с "палаточников" и заканчивая сырьевыми олигархами.

Что же касается "крепко спящих", то практика последнего десятилетия показала, что, тупо соблюдая установленные государством правила, сохранить бизнес в России оказалось просто нереальным. "Уровень честности" бизнесменов мог определяться лишь степенью игнорирования или "нужной" трактовки законов. Подтверждением этому является судьба ряда зарубежных компаний, которые пытались вести бизнес по правилам. На сегодняшний день в России остались лишь те из них, кто предпочел в итоге все-таки проникнуться местной спецификой.

Вряд ли все вышеперечисленное не известно Владимиру Путину. Другое дело, что главе государства необходимо заранее найти объяснение действиям, о которых мы, возможно, узнаем с наступлением его второго президентского срока. Есть все основания считать, что злоключения российских олигархов отнюдь не закончены и пересмотр итогов приватизации "для избранных" вполне реален. Более того, вчерашние слова Владимира Путина можно считать равносильными вручению "пяти-семи" господам "черных меток".

Возможно, в ближайшее время мы станем свидетелями важного и достаточно драматичного периода в жизни российского бизнеса. Олигархическое устройство экономики все больше тормозит ее развитие; похоже, это окончательно осознали в Кремле, и попытка "системной ревизии" не за горами. Однако, при всей своей адекватности и своевременности, идея демонтажа олигархической системы рискует оказаться дискредитированной теми, кому предстоит воплощать ее в жизнь. Инструментарий российского президента в решении данного рода задач крайне скуден и ограничивается фактически одной лишь Генпрокуратурой. Не меньше проблем и с методологией реформирования системы, в которой преобладают силовые, а не экономические методы.

А это значит, что шансы на удачный для страны исход ожидаемых преобразований невелики. С учетом практики "дела "ЮКОСа", предварительный прогноз предстоящего демонтажа олигархической системы, скорее всего, можно расценивать как негативный.

Выбор читателей