У Ливии и Ирана рыльце в ядерном пушку

В ходе пристальной проверки досье этих стран выяснилось, что на их территории инспекторы МАГАТЭ обнаружили новые следы высокообогащенного урана, который используется для производства атомного оружия




Международное агентство по атомной энергии опять заинтересовалось обстановкой в Иране и Ливии. В ходе пристальной проверки "ядерных досье" этих стран выяснилось, что на их территории инспекторы МАГАТЭ обнаружили новые следы высокообогащенного урана, который может быть использован для производства атомного оружия.

По факту расследования были написаны два конфиденциальных доклада, оформленные лично генеральным директором ведомства Мохаммедом аль-Барадеи. Документы, в которых, помимо изложения данных по урану, идет речь об осуществлении соглашений о гарантиях в Ливии и Иране в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия. При этом означенные доклады были распространены только среди стран - членов Совета управляющих МАГАТЭ. Первоначально не предполагалось, что проблема получит общественный резонанс, однако, несмотря на повышенную секретность, отдельные положения докладов все же стали известны представителям СМИ.

Сведения, которые удалось добыть инспекторам МАГАТЭ, говорят не в пользу Ливии и Ирана. В обеих странах были обнаружены следы высокообогащенного урана. Вещество, пригодное для изготовления атомной бомбы, находилось на центрифугах, предположительно, пакистанского происхождения.

Кроме того, в Иране открылись зоны заражения высоко обогащенным ураном. Так, 36%-ное загрязнение ураном-235 зафиксировано в районе Фараянд. Аналогичные объекты ранее были обнаружены на электрической компании Kalaye в Тегеране и на заводе по обогащению топлива Natanz. Впрочем, этот факт вполне может быть истолкован в пользу официального Тегерана, который уверяет, что не занимался обогащением урана, а приобретенное оборудование было изначально загрязнено радиоактивными субстанциями.

Однако есть и факты, свидетельствующие не в пользу Ирана. Аналогичные следы были обнаружены на ядерном объекте в Фараянде, который ранее не упоминался в докладах МАГАТЭ. И хотя иранцы уверяют, что и в данном случае речь идет об изначально загрязненном оборудовании, международные эксперты не могут с этим однозначно согласиться. Они вполне допускают местное происхождение обогащенного урана, что в очередной раз ставит под сомнение искренность заявлений Тегерана.

Итог, увы, не такой оптимистичный, как хотелось бы. Разумеется, о закрытии "ядерных досье" Ливии и Ирана пока не может быть и речи. В ближайшее время сотрудникам МАГАТЭ предстоит выяснить происхождение ливийских центрифуг и радиоактивных материалов, а также расставить все точки над i в вопросе о ядерной деятельности Ирана. В целом же план и характер дальнейших действий предстоит выработать на очередной сессии Совета управляющих МАГАТЭ, которая пройдет в Вене 14-18 июня.

Выбор читателей