Дума спешит порадовать Путина. Народ безмолвствует

В предчувствии политической смерти оппозиционные партии хотели было выставить наперевес острые рога референдума, но "Единая Россия" быстренько их обломала. Общество же осталось равнодушно к своим правам на волеизъявление




Вчера на пленарном заседании Госдумы депутаты одобрили в первом чтении новую редакцию Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".

Как известно, этот закон спешно продвигает лично председатель Центризбиркома Александр Вешняков: ведь в конце июня ЦИК сдаст Федеральному Собранию финансовый отчет по президентским выборам, и они будут считаться закончившимися. А значит, прекратится и мораторий на референдум. Оппозиционные партии только того и ждут: в предчувствии политической смерти многих из них собирались выставить наперевес острые рога референдума. Александр Альбертович призван обломать это их последнее оружие, а "Единая Россия" ему в этом поможет. Хотя защищаться, по большому счету, не от чего: ведь ни один несанкционированный референдум в России до сих пор не прошел.

Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска нашла в проекте закона о референдуме "положительные стороны". Более полно учитывается федеративный характер российского государства. Расширяется круг субъектов, обладающих правом инициирования референдума. В соответствии с проектом закона, наряду с гражданами РФ, которых должно быть не менее 2 млн, и Конституционным Собранием, которое вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции, инициировать плебисцит по вопросам международного значения могут федеральные органы государственной власти. Повышаются требования к содержанию и формулировкам вопросов, выносимым на голосование. Слиска считает, что "все это делается для того, чтобы исключить возможность использования референдума различными политическими силами для решения своих узкопартийных корпоративных задач. Референдум как важнейший институт демократии не должен становиться инструментом соперничества для достижения победы одной части общества над другой". Собственно, о том же вчера (да и раньше тоже) говорил спикер Грызлов, равно как и все те, кто получил правильную установку сами знаете откуда.

Вешняков удовлетворен итогами обсуждения законопроекта: никакой серьезной аргументированной критики глава ЦИК не услышал. Выстраданная в 1995 г. концепция закона не меняется, органы власти не имеют права инициировать референдум, иначе они будут только воевать между собой вместо того, чтобы договариваться. Исключение сделано лишь для процедуры одобрения Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии, который должен приниматься на референдуме.

Закон принят. Говорят, во втором чтении там кое-что могут и поменять. А могут и не поменять. Общество в целом равнодушно к своим правам на волеизъявление, и потому неудивительно, что оно отнеслось к происходящему с привычной апатией. Разве что копит силы, чтобы отреагировать на закон о замене льгот денежными выплатами...

Выбор читателей