Почему Россия не Европа

Несмотря на наметившиеся перспективы, говорить о скором налаживании полноценных партнерских взаимоотношений между Россией и Евросоюзом весьма и весьма преждевременно




Договоренности, не так давно достигнутые между Евросоюзом и Россией, в части вступления последней в ВТО, казалось, поставили окончательную точку в многолетнем процессе экономического и политического противостояния между Россией и ЕС. Похоже, до воцарения идиллии по-прежнему весьма и весьма далеко. Именно это обстоятельство стало центральной темой дискуссии между представителями России и ЕС, а также российскими и зарубежными экспертами-экономистами, прошедшей в посольстве Великобритании.

Говоря о причинах существующего положения, директор Центра европейских реформ Чарльз Грант посетовал на существование извечного мирового "треугольника": Россия - ЕС - США. Отношения России с США являются противоположностью отношениям с Евросоюзом - пояснил Грант, в них за стратегическую основу взята политика, тогда как основой российско-европейских отношений остается экономика. Действительно, особенно в последние годы отчетливо наблюдается явный приоритет, отдаваемый российским руководством развитию политических отношений с Вашингтоном, что не может не нервировать представителей Евросоюза.

В силу понятных геополитических и экономических причин, отношения ЕС с Россией остаются в числе основных вопросов на повестке дня: Россия крупнейший сосед ЕС и крупнейшая держава на европейском континенте. При этом она остается и продолжает оставаться одним из ключевых поставщиков энергоресурсов Евросоюза. Экономика России могла бы стать быстро расширяющимся рынком для товаров и услуг, производимых странами ЕС. С политической точки зрения у России и ЕС общие нестабильные и беспокойные соседи. Как Россия, так и ЕС пытаются выработать для себя новые подходы в отношении набирающих силу держав, таких как Китай.

Россия и ЕС называют свои взаимоотношения "стратегическим партнерством". Тем не менее с обеих сторон наблюдается мало стратегического понимания того, в каком направлении движутся их отношения. Москва и Брюссель редко ведут себя как друзья или партнеры. Недоверие и общие неудачи омрачают их совместные начинания. Разногласия по мелким вопросам, например, транзитные права для Калининграда или экспортные квоты на сталь, регулярно ставят под угрозу отношения между сторонами в целом. Напряжение между Россией и ЕС возросло в начале 2004 года. После прошедших президентских и парламентских выборов в ЕС критикуют авторитарные тенденции все больше проявляющиеся во внутренней политике России.

При этом Евросоюз хочет от России приложения больше усилий, чтобы сделать свою экономику более открытой. Россия, со своей стороны, недовольна тем, что ЕС требует слишком многого. Она обеспокоена расширением Европейского союза на восток, что привело прибавивший в размерах и мощи ЕС прямо к порогу России. Россия неоднократно обращалась к ЕС с просьбой пересмотреть жесткие условия визового режима и предоставить ей возможность влиять на политику ЕС в международных отношениях и вопросах безопасности.

Двустороннее соглашение о расширении и о ВТО ослабили напряжение между ЕС и Россией, тем не менее, не сделав их менее сложными. И все же, даже беглый взгляд позволяет выявить множество общих интересов и задач. ЕС - основной экономический партнер России, на которого приходится более половины внешнеторгового оборота и откуда поступает большая часть инвестиций. Две трети экспорта российского газа и нефти - основного источника твердой валюты для страны направляется в ЕС. Почти четверть потребления энергии в странах ЕС обеспечивается поставками российских нефти и газа.

Однако, несмотря ни на что наличие общих значимых интересов не может способствовать установлению более тесных отношений между Россией и ЕС. Основные причины трудностей в формировании таких отношений достаточно четко сформулированы Катинкой Барыш - главным экономистом Центра европейских реформ в ее книге "ЕС и Россия - соседи поневоле".

Прежде всего, по мнению автора книги - это демонстративное подчеркивание Россией приоритета политических связей на высшем уровне перед связями экономическими. Во-вторых, это весьма своеобразное представление россиян о роли закона, тогда как ЕС представляет собой сообщество, основанное на соблюдении четко установленных правил. В-третьих - разногласие в том плане, что Европа пропагандирует принцип абсолютного равенства всех стран, тогда как большинство россиян считает свою страну уникальной. И, в-четвертых, значительная часть политического истэблишмента остается приверженцем устаревших концепций, как сферы влияния, игры с нулевым исходом и строгая взаимность, тогда как большинство политиков и чиновников ЕС являются приверженцами "постмодернистских" идей. Это взаимные интересы, разделение суверенитета, а также решения, обеспечивающие выгоды всем сторонам.

Стоит отдать должное автору книги, ибо данные принципы объективно подмечены и сформулированы достаточно четко. Однако, учитывая прочно укоренившиеся в российском менталитете особенности, есть основания считать, что отойти от них нашей стороне будет достаточно сложно. К тому же не стоит забывать и о том, что, несмотря на громкие заявления о сотрудничестве, представители ЕС остаются достаточно жесткими приверженцами ряда мало, или совсем не устраивающих Россию принципов. Посему говорить о скором налаживании полноценных партнерских взаимоотношений между Россией и Евросоюзом весьма и весьма преждевременно.

Выбор читателей