Телеакадемики отказались говорить свободно

То ли и в самом деле у нас со свободой слова все в порядке, то ли проблема все же есть, но видят ее далеко не все. Или не хотят видеть… Лишь 28 телеакадемиков из 134 решились подписать Декларацию в защиту свободы слова




То ли и в самом деле у нас со свободой слова все в порядке, то ли проблема все же есть, но видят ее далеко не все. Или не хотят видеть, или… На разные мысли наталкивает то, что произошло в первый день вручения ТЭФИ. Речь идет, конечно, о том, что телеакадемикам было предложено подписать так называемую Декларацию в защиту свободы слова и лишь 28 из 134 собрались с духом и поставили под ней свои автографы.

По плану документ должны были озвучить на церемонии, если бы удалось собрать более 90 подписей. Однако к 12:00 23 сентября, то есть к крайнему сроку, такого количества автографов под документом не оказалось. Поэтому и решили вслух его не зачитывать.

Ситуацию прокомментировал Евгений Киселев: "Среди академиков нашлось лишь 28 человек, которые не побоялись поставить подписи под документом, где все вещи называются своими именами. Какие бы слова ни говорили те, кто не захотел подписывать это заявление, это не более чем лукавство".

К нелукавым можно теперь спокойно относить самого Евгения Алексеевича, его бывших коллег по НТВ Виктора Шендеровича и Светлану Сорокину, а также Владимира Познера и Эдуарда Сагалаева, который сейчас является президентом Национальной ассоциации телерадиовещателей.

"Я с первого дня в академии, которая никогда не выступала как единое целое. За десять лет ее существования она предпочитала оставаться в стороне от всевозможных драматических ситуаций и политических страстей, бушевавших на телевидении и вокруг него. И то, что впервые 28 человек отважились на такое публичное заявление, - это великое событие", - сказал Киселев, по мнению которого, декларация все же должна стать достоянием общественности. Разделяя в данном случае позицию многоуважаемого коллеги, мы приводим ниже полный текст документа.

Декларация членов Академии российского телевидения

Уважаемые телезрители, уважаемые коллеги - профессионалы телевидения! Сегодня мы вручаем национальную премию ТЭФИ в десятый раз. У нас праздник, но, увы, его омрачают события, происходящие не только в нашей стране, но и в телевизионном мире.

В финал ТЭФИ, как все вы знаете, вышли программы "Свобода слова", "Красная стрела" и репортажи из "Намедни". Ничего этого уже нет в эфире. Можно было бы обойти молчанием этот факт и понадеяться на проницательность тех, кто оценит наши независимость и принципиальность, выявленные путем тайного голосования. Но это не тот случай, когда можно промолчать.

Не назвать некоторые вполне очевидные вещи своими именами мы считаем унизительным для человеческого достоинства и профессионального самоуважения членов Академии российского телевидения. Очевидно, что решение о снятии с эфира программ "Свобода слова" и "Намедни" было продиктовано не соображениями качества, не отсутствием популярности среди телезрителей или дороговизной производства. Ясно, что подобные решения принимаются не профессионалами телевидения, а властью и людьми, полностью зависимыми от нее. Эти эпизоды отнюдь не случайны и являются продолжением той политики, которую планомерно проводят властные структуры по отношению к российскому телевидению и СМИ в целом. Достаточно вспомнить печальную участь других опальных передач, их ведущих и целых каналов.

Один философ сказал: "В свободной стране часто бывает безразлично, хорошо или дурно рассуждают люди: важно, чтобы они рассуждали. Так как от этого происходит свобода, обеспечивающая защиту от дурных последствий этих рассуждений".

Российское телевидение сегодня не свободно. Вместо оперативной и объективной информации нам пытаются навязать официоз. Вместо свободных дискуссий - пропаганду. Фактически на телевидении установлена цензура и, что еще хуже - запретами на профессию и ликвидацией некоторых программ, - самоцензура.

Мы, работники российского телевидения, члены академии, достаточно самокритичны и трезвы в оценке своей работы. Мы строго следуем правилам Антитеррористической конвенции, которую подписали, мы соблюдаем законы РФ и стараемся следовать нормам международной журналистики.

Но при этом мы считаем и хотим со всей ясностью заявить: ограничение права граждан на информацию, ущемление свободы слова неприемлемы для нашего общества. Мы это уже проходили и знаем, к каким последствиям это привело. Как писал Станислав Ежи Лец, "те, кто носит шоры, пусть помнят, что в комплект входят еще удила и кнут".

Выбор читателей