Японцам не нужны два острова

Ожесточенная полемика, развернувшаяся вокруг вопроса о возможной передаче Японии двух островов Курильской гряды, может только подчеркнуть ценность возможных уступок со стороны России




Владимир Путин вчера подтвердил нашумевшее заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова, сделанное накануне. Напомним, что глава МИД фактически открытым текстом предложил Японии согласиться на передачу двух южных островов Курильской гряды. В канун двусторонних переговоров на высшем уровне (на этой неделе должна состояться встреча министров иностранных дел двух государств) и в преддверии визита российского президента в Японию подобные заявления наобум не делаются. Следующий день политики, эксперты всех мастей и журналисты посвятили обсуждению вопроса – а что же, собственно говоря, хотел сказать Сергей Лавров? На Сахалине даже не особенно вникали: депутаты областной думы спешно приняли обращение к федеральные властям, предлагая отказаться от подобной идеи.

Вчера президент подтвердил то, что самые "продвинутые" наблюдатели и так уже поняли. Заговорив о готовности выполнять обязательства, принятые в силу декларации 1956 г. (этот документ зафиксировал восстановление дипломатических отношений между Россией и Японией, а также согласие СССР в качестве жеста доброй воли передать Японии самые незначительные из Курильских островов – необитаемую гряду Хабомаи и малонаселенный Шикотан), российская дипломатия сделала красивый жест, но мало чем рисковала. Если бы японцы были согласны на такой "раздел", он бы, скорее всего, давно произошел. Однако со стороны Токио вопрос стоит о передаче всех четырех островов, и абсолютно бескомпромиссно – вести торг там готовы разве что непосредственно по условиям и срокам их передачи.

"Цена вопроса" – мирный договор, который между Россией и Японией до сих пор не заключен из-за территориальных разногласий. А это, в свою очередь, сильно тормозит развитие как дипломатических, так и экономических отношений между двумя странами. Теперь Москва, продемонстрировавшая в канун ответственных переговоров готовность к серьезным уступкам, вправе ждать встречных телодвижений. Условием передачи Россией Японии двух островов является подписание мирного договора, отмечает глава думского международного комитета Константин Косачев. В Декларации 1956 г., напоминает он, четко прописан механизм взаимодействия: сначала – договор, потом острова. Японская сторона, по его мнению, интерпретирует этот договор по-своему: если Россия согласилась на два острова, можно добиваться еще двух, а затем уже переходить к мирному договору. Российская сторона с такой постановкой вопроса не согласна.

Россия всегда выполняла и будет выполнять все взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы, заявил вчера президент России. Однако оговорившись при этом, что "только в таких объемах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры. Пока, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы их видим, и как мы их видели в 1956 году". Сергей Лавров, получивший вчера от президента благодарность за "развернутую картину наших внешнеполитических приоритетов" (которую тот дал в нашумевшем интервью), тоже счел нужным уточнить, что о передаче островов как таковой речь пока не идет: "Я этого не сказал. Я сказал, что как государство-продолжатель мы эту декларацию признаем как существующую. Но ее реализация – она, безусловно, требует, чтобы двое разговаривали. И о том, как конкретно это сделать, никто никогда не говорил".

Ожесточенная полемика, развернувшаяся тем временем вокруг вопроса о возможной передаче Японии двух островов Курильской гряды, может только подчеркнуть ценность возможных уступок со стороны России. Как уже отмечалось, депутаты Сахалинской облдумы выступили с резкой критикой подобной политики территориальных уступок: по мнению региональных парламентариев, она наносят серьезный политический, экономический, психологический и идеологический ущерб государственным интересам России на Дальнем Востоке и создает опасный прецедент в решении межгосударственных пограничных споров. А сахалинская региональная общественная организация "За неотделимость российских восточных территорий" в эти выходные выводит народ на улицы – на защиту территориальной целостности России. Пока посредством митингов.

Категорически выступила против постановки вопроса о возможности передачи Россией Японии двух островов южнокурильской гряды фракция партии "Родина". Здесь придерживаются принципа "ни пяди родной земли не отдадим" и уже готовят постановление, в котором Госдуме предстоит осудить заявление Лаврова. Правда, после того, как это заявление разъяснил президент, подобное постановление вряд ли увидит свет. Однако, по мнению лидера партии Дмитрия Рогозина, заявление Лаврова может привести только к одному – резкой радикализации настроений среди населения России и озлобленности по отношению к власти. Не упустили случая раскритиковать власть и правые. Лидер партии "Наш выбор" Ирина Хакамада считает, что если руководство страны решило усилить влияние на пространстве, альтернативном европейскому, где ключевыми странами являются Китай и Япония, то, естественно, территориальные вопросы необходимо решать. Но нужно открыто и внятно объяснить свою политику народу, а не делать так, как произошло в случае с приграничными с Китаем островами...

Справка
Четыре острова южнокурильской гряды – Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи – были захвачены советскими войсками в 1945 году. Согласно мирному договору, заключенному 8 сентября 1951 г. между Японией и союзниками, Япония отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курилы, однако сейчас в Японии утверждают, что четыре "спорных" острова в этот перечень не входили. По указанию Никиты Хрущева, в Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 г. было заявлено: "СССР соглашается на передачу островов Хабомаи и Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения мирного договора". Но в 1960 г. Япония подписала с США военный договор, который закреплял пребывание на ее территории американских баз. В СССР этот пакт расценили как агрессивный, и Россия объявила, что в таком положении выполнение обещания о передаче Хабомаи и Шикотан невозможно. В октябре 1993 г. во время визита Бориса Ельцина в Японию была подписана Токийская декларация, призывающая к скорейшему заключению мирного договора и решению территориальной проблемы.

Выбор читателей