Вот тебе, неуч, и Татьянин день

Татьянин день в этом году отпраздновали по высшему разряду. Однако не все было мирно и благостно. Пока одни студенты пили медовуху с президентом, другие брили головы на подступах к Генштабу


Фото: rg.ru



Вчера Владимир Путин заверил студентов в том, что "никакой огульной отмены отсрочек быть не должно". Успокоить аудиторию, сильно взволнованную недавними заявлениями министра обороны Сергея Иванова о резком сокращении социальных отсрочек, явно следовало. Потому что еще одна волна протеста, которая может подняться в ответ на реформы в области образования, сейчас ну совсем нежелательна.

Молодежное "Яблоко", например, вчера уже нанесло упреждающий удар, проведя под стенами Генштаба митинг под лозунгами "Не хотим строить дачи для генералов" и "Долой призыв, даешь контракт!". Как объяснял по ходу дела лидер московского молодежного "Яблока" Илья Яшин, попыткам С.Иванова взять назад неосторожно оброненные слова об отмене отсрочек студенты не очень верят: "Летом или в начале осени "Единая Россия" примет сразу в трех чтениях, как она это умеет делать, закон. И нас всех забреют прямо со студенческой скамьи". В знак протеста активисты "Яблока" брились тут же, у здания Генштаба, прямо на морозе. Подобный метод борьбы был позаимствован у американских пацифистов, которые в 60-е (разгар войны во Вьетнаме) завели привычку бриться под стенами Пентагона. И хотя количество участников акции было невелико – человек семьдесят, не считая многочисленных представителей прессы, в "Яблоке" достигнутый результат посчитали более чем удовлетворительным.

Разумеется, способы борьбы могут быть разными. Например, по словам лидера создающейся сейчас партии солдатских матерей Валентины Мельниковой, там сейчас пытаются оценить собственные силы на предмет возможной организации всенародного референдума по поводу отмены отсрочек. Организация референдума, по новому закону, – задача практически невыполнимая (для того и новый закон писали), однако солдатским матерям упорства не занимать.

Даже лидер "Родины" Дмитрий Рогозин, считающийся "человеком, близким к Кремлю", в последнее время выражает категорическое несогласие с социальной политикой власти. По его оценкам планы, продекларированные министром науки и образования Андреем Фурсенко (например, ввести платные факультативы, легализовав тем самым порядка $1,5 млрд, которые сегодня выливаются в скрытые взятки преподавателям), приведут к "исчезновению последнего мостика между социально обеспеченными слоями населения и социально обездоленными слоями", поскольку последние окончательно потеряют возможность выбиться в люди посредством образования. По мнению Рогозина, грядущее усиление диспропорции в доходах будет только способствовать формированию условий революционной ситуации.

Так что не исключено, что нынешний Татьянин день оказался последним из тех, что мы отпраздновали относительно спокойно. Прецедент с оккупацией посольства Гвинеи-Биссау студентами из этой африканской страны можно не брать в расчет, поскольку – строго де-юре – он произошел на территории суверенного государства и без участия российских граждан. Сотня доведенных до отчаяния 13-месячной невыплатой стипендии африканских студентов захватили в заложники своего посла. Дела, что называется, внутрисемейные. Однако пример показательный.

Не менее показательно глава российского государства вчера встречался с нашими студентами. Судя по весьма представительной публике, которая собралась в зале новой Фундаментальной библиотеки МГУ, студентов (а также, разумеется, преподавателей и представителей профессуры) для встречи тщательно отбирали: к месту торжественной встречи ее участников пропускали по специальным спискам и специальным карточкам, вложенным в паспорта. Умные (явно отличники учебы) молодые люди прекрасно знали, о чем президента спрашивать во время сеанса относительно неформального общения. Особенно Владимиру Путину понравился вопрос про экстремизм: он даже за него поблагодарил, хотя и почувствовал "скрытую критику" за то, что государство мало делает для работы в молодежной студенческой среде. Впрочем, как сообщил президент, администрации и правительству уже даны поручения "сформулировать задачи, которые государство может решить административным путем для устранения этой проблемы".

А еще президент пообещал, что огульной отмены отсрочек от службы в армии не будут. Впрочем, отсутствия отмены как таковой он тоже не гарантировал. Глава государства напомнил студентам, что институты отсрочек не предоставляют, это прерогатива Министерства обороны. Вот оно и будет определять, где военные кафедры останутся. "В некоторых вузах есть военные кафедры, более того, некоторые вузы специально создаются, чтобы создать возможность "косить" от армии", – объяснил президент. С 2008 г., предупредил он, срок службы по призыву будет составлять один год. И Минобороны предстоит подсчитать, сколько необходимо набирать в армию срочников, чтобы выполнить переход к сокращенным срокам службы. Надо думать, что у студентов с математикой дело обстоит достаточно хорошо, чтобы сообразить – вдвое больше, чем до того. Разумеется, с поправкой на ту часть личного состава, которая будет наниматься по контракту. Но, судя по нынешним темпам перевода армии на контрактную основу, поправка не будет существенной.

По окончании встречи со студентами главу государства позвали попробовать медовуху (ректор МГУ Виктор Садовничий почему-то охарактеризовал ее как "истинно студенческий напиток"). Прессу на это мероприятие не пустили. По свидетельству участников, президент медовуху с удовольствием пил и даже целовался на брудершафт со студенткой. Так что Татьянин день в этом году отпраздновали, что называется, по высшему разряду. Однако это вовсе не исключает того, что в ближайшем обозримом будущем у российских студентов появится много возможностей познакомиться с обычаями американских пацифистов конца прошлого века – в порядке, так сказать, факультатива.

Выбор читателей