Дух товарищества – против корпоративного духа

Герои "Крутой компании" получают работу, теряют работу, рожают детей, оформляют развод, играют в теннис и разбивают "Порше" – в общем, живут обыкновенной жизнью, от созерцания которой невозможно оторваться

Крутая компания (In Good Company) США, 2004 Режиссер: Пол Вайц В ролях: Дэннис Куэйд, Тофер Грейс, Скарлетт Йоханссон, Малькольм Макдауэлл




Режиссер Вайц – хитрец. Запустил отвязный киносериал "Американский пирог", а сам тем временем снял мелодраму с Хью Грантом ("Мой мальчик"). Сделал типичную американскую драму о традиционных ценностях, а ее взяли в конкурс Берлинского кинофестиваля. Из молодежной субкультуры Вайц перемещается в корпоративную, несомненно, более плодотворную, но, к разочарованию фанатов "Американского пирога", не рассказывает историю сексуальных домогательств на рабочем месте и не повествует о тяготах служебных романов, а живописует ужасы корпоративной политики. Ни двусмысленных шуточек, ни скользких ухмылочек: бейсбольные матчи между отделами и эвфемизм "нам придется с вами попрощаться", власть доллара и возведение главы компании на пьедестал – вот то, что интересует Вайца в "Крутой компании".

Молодой яппи Картер Дурия (Тофер Грейс) приходит в только что приобретенную его корпорацией компанию на место старого яппи Дэна (Дэннис Куэйд), который никак не может позволить себе попасть под неминуемое сокращение штатов. Под страхом увольнения Дэну приходится играть "вторую скрипку", а тем временем его старшая дочь (Скарлетт Йоханссон) заводит роман с его начальником. Дух товарищества ведет сражение против корпоративного духа, личные интересы борются со служебными, субординация вступает в схватку с зарождающейся дружбой. Все относительно счастливо разрешается с появлением deus ex machina, а вернее, черта из коробочки – биг-босса Малькольма Макдауэлла со звериным "оскалом капитализма" на лице, и бывший преуспевающий молодой менеджер убегает на берег океана, чтобы решить, чего он по-настоящему хочет от жизни (не забыв взять с собой сотовый телефон).

Вайц учит молодых яппи, выросших из балбесов-лоботрясов и фанатов кондитерских изделий, любить свою работу, а не деньги, которые она приносит. Правда, остается не совсем понятным, почему герою Грейса вообще доверили эту работу – в фильме он не делает ничего, что показало бы его успешным управленцем, только хлещет кофе и барабанит по клавиатуре ноутбука. Единственное профессиональное достижение Картера Дурия – продвижение на рынок сотовых телефонов в форме тиранозавров. Зато понятно, как из "корпоративного зомби" сделать приличного человека: нужно его уволить.

Герои "Крутой компании" получают работу, теряют работу, рожают детей, оформляют развод, играют в теннис и разбивают "Порше" на выезде из автосалона – в общем, живут совершенно обыкновенной жизнью, от созерцания которой невозможно оторваться. Вайц неспешно ведет зрителя вслед за персонажами, которые совершенно ненавязчивы.

Правда, Дэннис Куэйд слишком старается быть ненавязчивым и потому немного пережимает в роли Дэна. Иного трудно ожидать от пятидесятилетнего актера, который вернулся на экран после долгого перерыва и от главных ролей перешел к "возрастным". Такое разделение амплуа раньше было уместно только по отношению к актрисам, но сейчас на ноги ветеранам (так же, как это происходит в фильме) то и дело наступают молодые обаяшки вроде Грейса или его приятеля по телесериалу "Эти семидесятые" Эштона Катчера.

Роль Картера сначала должен был играть именно "плохой мальчик" из "Этих семидесятых" Катчер, но актер покинул проект из-за "творческих разногласий". Тогда продюсеры пригласили "хорошего мальчика" Грейса и не прогадали. Катчер неминуемо увлек бы "Крутую компанию" в сторону того же "Пирога", Грейс же, с его обаянием и серьезностью, делает из средней в общем-то истории исключительно приятное зрелище.

Тофер Грейс, которого уже повадились сравнивать с Дастином Хоффманом в самом начале карьеры, с молодым Томом Хэнксом и даже с легендой "Золотого века" Голливуда Джеймсом Стюартом, именно что ненавязчив. Скарлетт же Йоханссон, вообще знаменитая своей ненавязчивостью, здесь ненавязчива до декоративности. Собственно говоря, в этом противостоянии двух мужчин все женщины – лишь часть декораций. Их дело – рожать детей да кропать рассказы, пока "мальчики" разбираются в своих делах. Жена, получающая больше мужа, – нонсенс, и единственный шанс восстановить гармонию – правильно, уволить ее.

В прокате с 3 марта

Выбор читателей