На холмы Грузии легла рука Москвы

В Грузии считают: "рука Москвы" держала дирижерскую палочку, по мановению которой парламент абсолютно независимого от России государства настоял на отставке министра иностранных дел страны




Какие бы конфликты ни происходили в странах, образовавшихся в результате распада СССР, самым популярным их объяснением являются "козни России". Вот, казалось бы, вполне рутинная ситуация: парламент Грузии, имеющий претензии к министру иностранных дел своей страны Саломе Зурабишвили, настаивает на ее отставке. Кризис длится в течение нескольких дней, и, наконец, Зурабишвили смещается со своего поста. При чем здесь Россия?

Противники Зурабишвили утверждают, что она – чуть ли не агент Кремля, поскольку не проводит активной работы по претворению в жизнь многочисленных парламентских резолюций по поводу немедленного вывода российских миротворческих сил из Южной Осетии и Абхазии. Правда, каким образом грузинский МИД в одностороннем порядке сумеет решить эту проблему после отставки нынешнего министра, парламентарии не поясняют. Еще одно обвинение основано на том, что Зурабишвили "саботирует" продвижение решения о международном мониторинге российско-грузинской границы. Спикер парламента Нино Бурджанадзе заявляет, что верховный комиссар ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана предъявил ей официальное письмо МИД Грузии, в котором сообщается, что этот вопрос не является приоритетным для страны. По мнению парламентариев, такое отношение министра иностранных дел к важнейшим проблемам государства объясняется тем, что Зурабишвили является одновременно агентом влияния еще одной страны – Франции. Дело в том, что она француженка по рождению, впервые приехала в Грузию в качестве французского посла и до сих пор остается сотрудницей французского МИД, получая соответствующую зарплату (по слухам, 15 тыс. евро в месяц, что для Грузии является огромной суммой). Парламентарии предполагают, что интересы Грузии для министра второстепенны, она пренебрегает ими в угоду французскому президенту Жаку Шираку, который находится в дружеских отношениях с президентом Путиным.

Что касается самой Зурабишвили, то ее версия отставки также связана с темой России. Госпожа министр утверждает, что она "была своеобразным мостом, соединяющим Грузию с Европой, и сделала достаточно много для европеизации грузинской дипломатии". Главным своим успехом на посту министра она назвала достижение соглашения о выводе российских военных баз с территории Грузии. Ну а происки парламентариев Зурабишвили объяснила тем, что в стране подготавливаются условия для "победы неокоммунизма, то есть России". Потому-то и активизировались силы, пытающиеся проводить в Грузии пророссийскую политику. Им необходимо было убрать ее, последовательного борца с коммунизмом, с поста руководителя дипломатического ведомства. Сделали это политики, которые мешают демократическому развитию Грузии. "Эти люди не грузины, возможно, они лучше меня говорят по-грузински, здесь рождены и здесь выросли, но внутренне они не грузины", – утверждает Зурабишвили и добавляет: "Мы не уступим Грузию этим дикарям!".

Между тем представители оппозиции также увидели в ситуации "российский след". Например, лидер "Новых правых" Давид Гамкрелидзе сказал, что "в стране меняется политический курс, и теперь руководство Грузии смотрит не на Запад, а на Север" (то есть на Россию). Он пояснил, что в Грузии "укрепляется необольшевизм, и окружение Саакашвили пытается установить диктатуру". По мнению политика, Зурабишвили, "приверженная западной ориентации, мешала руководству Грузии, и они принесли ее в жертву Кремлю". Гамкрелидзе обвинил Саакашвили в том, что отставка министра иностранных дел была спланирована им совместно с Москвой, и призвал не допустить "возвращения Грузии в орбиту России".

Короче говоря, если обобщить высказывания грузинских политиков, становится очевидно, что "рука Москвы" держала дирижерскую палочку, по мановению которой парламент абсолютно независимого от России государства настоял на отставке министра иностранных дел. "Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно", как писал Михаил Юрьевич Лермонтов. Но на постсоветском пространстве стало нормой признавать, что высшим властным эшелоном твоей страны манипулируют внешние силы, находящиеся в Кремле. Вот и нового министра иностранных дел Гелу Бежуашвили уже успели обвинить в том, что он ставленник Москвы...

Стоит все-таки попытаться найти более простое и логичное объяснение увольнению Саломэ Зурабишвили с поста руководителя МИД. Ну, во-первых, она сделала попытку навести порядок в своем ведомстве, погрязшем в семейственности и коррупции. Такие вещи в клановом обществе не прощаются. Во-вторых, нет ничего удивительного в том, что две властные и амбициозные женщины, каковыми являются Зурабишвили и Бурджанадзе, не смогли ужиться на одной политической кухне без выяснения вопроса, кто же является на ней полноправной хозяйкой. Победила Бурджанадзе – все-таки у нее есть опыт жизни в СССР, где тренировки подобного рода были неотъемлемой частью существования. Кроме того, не будем забывать про элементарную зависть к этой неизвестно откуда взявшейся француженке, которая замечательно устроилась – получает кучу денег от Франции, да еще в Грузии подрабатывает. Да мало ли можно найти поводов для отставки?

Но главная причина все-таки в том, что постепенно мировое сообщество приходит к мысли: Грузия вовсе не является оплотом демократии на Кавказе, а Михаил Саакашвили – скорее сумасбродный местный князек, нежели крупный политик и достойный союзник западных стран. Вот и приходится сетовать на плохую работу дипломатов, которые не способны представить Грузию и ее лидера в нужном свете. Но виноват здесь не дипломат, даже если он занимает пост министра, а то реальное положение дел, которое сложилось в Грузии из-за неспособности власти решать важные экономические и социально-политические проблемы.

Об этом говорилось, например, вчера в Госдуме, где проводился круглый стол на тему: "Политическая ситуация в Грузии и перспективы российско-грузинских отношений". Лидер оппозиционной лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили отметил, что у "нынешней грузинской власти нет ни внешней, ни внутренней политики, судебная власть находится в коллапсе, ситуация с соблюдением прав и свобод человека пребывает в кризисном состоянии". Если прибавить к сказанному еще и тяжелейшее социально-экономическое положение в республике, то становится очевидно, что грузинская власть находится в глубочайшем кризисе, который куда шире, нежели вопрос о том, кто будет главой МИД.

И рука Москвы здесь совершенно ни при чем.

Выбор читателей