Между казармой и нарами

Кто сказал, что армия лучше тюрьмы? В чем-то она гораздо хуже, по крайней мере, намного опаснее. Простой солдат куда бесправнее любого зэка. Срочник – раб военной системы, в любой момент призванный умереть по чьему-то приказу


ФОТО: ИТАР-ТАСС



"Откосить" от армии – задача не самая простая, но вполне выполнимая. Обеспеченные горожане платят в районе $3 – 5 тыс. и спокойно живут пару – тройку лет, пока проблема не рассосется тем или иным образом. Нет – еще накопят деньжат, и по новой.

В провинции сложнее, конечно, с заработком, но там и недобор в разы меньше, все еще работает миф о том, что армия делает из человека мужчину.

Неимущим отказникам до сих пор приходилось бегать от военкомовских повесток, ведь по закону, чтобы подпасть под статью 382 УК РФ "Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы", человек обязан лично расписаться за врученную повестку. Нет автографа, взяли, предположим, тебя на улице менты, отвели в военкомат и максимум что: без всяких судов тупо забрили. А не поймали до 27 лет – живи, управы никакой нет.

Поэтому военные из года в год трубят о чудовищном недоборе. Несмотря на то что служат сегодня всего год, более 230 тысяч человек от службы уклоняются, а за два минувших года число беглецов от присяги выросло аж на 17%!

На эту беду Совет Федерации придумал закон, призванный в корне изменить процедуру призыва на срочную службу. Вместо того чтобы разносить повестки по домам и вручать их новобранцам под роспись, комиссариат сам ждет их в гости. В течение двух недель после совершеннолетия каждого потенциального бойца примут в военкомате и выдадут повестку на призывную комиссию. А не успеет пацан, где бы он ни был в эти две злосчастные недели своей жизни, хоть в реанимации, хоть в кругосветном плавании или на Эвересте, лично познакомиться с военкомом по месту прописки – суд и небо в клеточку.

Как полагают военные, тюрьма на два года в любом случае хуже армии на год. Ребята, мол, не дураки, выберут из двух зол меньшее.

Так ли это? Мне кажется, законодатели сильно обольщаются.

Во-первых, если сейчас военные бегают за своим потенциальным контингентом, то представить, что значит для полиции получить два раза в год сотни тысяч объявленных в федеральный розыск уклонистов, можно только в дурном сне.

Хочу посмотреть, как менты, бросив все дела, начнут рыскать за каждым пацаном от 18 до 27 лет на улице, опознавать его по приметам, требовать предъявления повестки, сверяться с несуществующей базой и т.п. Потом сажать эти толпы в обезьянники, везти оттуда в перегруженные суды и так далее – о подобном торжестве правосудия могут мечтать лишь пузатые тыловые крысы да заседатели верхней палаты парламента, сроду "на земле" не работавшие.

Во-вторых, кто сказал, что армия лучше тюрьмы? В чем-то она гораздо хуже, по крайней мере, намного опаснее.

Простой солдат куда бесправнее любого зэка. Срочник – раб военной системы, в любой момент призванный умереть по чьему-то приказу. А осужденный преступник хотя точно так же ограничен в свободе, но воевать не пойдет. Да и ГУЛАГа больше нет. Уголовник всего лишь вынужден где-то вяло трудиться, и вовсе не на сталинской каторге.

Сравните статистику смертей и увечий в армии и в нашей пенитенциарной системе – получите цифры в пользу последней. В тюрьмах, если это не "малолетка", практически нет дедовщины, а 90% сидящих на "общем режиме" – обычные хулиганы, те же самые бойцы, только в робах, а не в гимнастерках.

С нравственной точки зрения в российской армии, за исключением некоторых элитных частей, царят гораздо более циничные и унизительные для человеческого достоинства порядки, чем в исправительных колониях. В армии несчастный случай или смерть солдат является статистической величиной убыли личного состава (далеко не нулевой), тогда как в лагерях любая насильственная смерть или увечье – такое же ЧП, как на воле.

В общем, кроме чисто моральной стороны дела (суд – колония вместо присяга – казарма), мало что может мотивировать "идейного" уклониста добровольно сдаться "сапогам"-командирам.

Военные, а вместе с ними и законотворцы, так и не поняли простую вещь: России нужна современная контрактная система службы взамен всеобщей, рабской, доставшейся по наследству от СССР и больной всеми худшими недугами воинской повинности.

Вместо того чтобы обязывать молодежь судиться с Министерством обороны, принимая очередные невыполнимые законы, государство должно сделать службу привлекательной, почетной, выгодной, наконец. А у нас все тоталитарная идеологема в ходу: каждый сознательный гражданин обязан отдать вскормившей его Родине воинский долг.

Да отдали б с удовольствием, но не на строительстве генеральских дач и не на прокладке траншей "от забора до обеда". Так что, дорогие народные избранники, не пугайте вы пацанов уголовкой, лучше оглянитесь на опыт любых соседей западнее Буга и Вислы и начните, наконец, создавать условия для нормальной службы, а не мечтать о казни уклонистов.


Обсудить на Facebook

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей