В Канны пришла "Красная армия"

На Каннском фестивале показали документальный фильм о легендарной хоккейной пятерке. Режиссер Гэйб Польски сумел стереть "бронзовый налет" с образа игроков, раскрыв обратную сторону их карьеры в советской сборной и НХЛ


ФОТО: © Steph/Lionel/Fdc14/globallookpress



Для любого русского эти имена звучат как фанфары: Фетисов, Крутов, Ларионов, Макаров, Касатонов. Американец Гэйб Польски в сотрудничестве с самим Вернером Херцогом в качестве продюсера снял полнометражную ленту о легендарной хоккейной пятерке, назвав ее "Red Army" (" Красная армия"). Но ничего общего, как можно было бы подумать, с нашей "Легендой №17" это кино не имеет. Фильм документальный, хотя и снят почти как художественный.

До того, как его показали в рамках Каннского фестиваля, "Red Army" уже завоевал оскаровскую номинацию и престижную телевизионную премию "Эмми". Спортивные достижения непобедимой команды ЦСКА навсегда заняли почетное место в сердцах болельщиков, причем до повальной миграции русских звезд за океан наша хоккейная команда была, по видимому, самой сильной в мире. Но фильм этот не о спорте, хотя отправной точкой сюжета и стала карьера первого представителя "русского десанта" за океаном - прославленного Вячеслава Фетисова. Это кино о людях.

Для тех зрителей, кто открывает для себя историю советского спорта и знает Фетисова лишь как чиновника и бывшего министра, а Владислава Третьяка как депутата Госдумы, и особенно для тех, кто смотрел лишь старые советские ролики о хоккее, такое кино может стать неожиданностью.

Сюжет "Red Army" выстроен в традиционной манере: пространное "домашнее" интервью с Фетисовым (на английском языке) вперемешку с хроникой и краткими врезками интервью с русскими, американскими, канадскими игроками, тренерами, их женами и журналистами. Часто говорит Владимир Познер, Скотти Боуман и различные хоккейные магнаты и промоутеры. Особенно цепляет сквозное интервью бывшего агента КГБ, который делится подробностями, как осуществлялся идеологический контроль в команде.

В какой-то момент авторам удается слегка приоткрыть завесу над главной интригой того времени - как еще до падения железного занавеса некоторым заслуженным мастерам - гордости отечественного спорта - удалось попасть в НХЛ.

Самые важные свидетельства остаются тем не менее за кадром. К сожалению, масса документальных фрагментов рисуют наших хоккейных боссов и звезд только с советских патриотических позиций. Но не беда. Из пространного монолога Фетисова, из рассказов его жены, его ближайших коллег и друзей становится очевидным: ребята преклонялись перед своим первым наставником - Анатолием Тарасовым, - считая его вторым отцом, и дружно ненавидели Виктора Тихонова, ставшего главным тренером советской сборной по указке Политбюро.

Весь пафос "красной пятерки" по поводу Тарасова, привившего этим спортивным вундеркиндам любовь к игре, разбился о бесчеловечное, хамское отношение к игрокам "Красной армии" со стороны Тихонова. И хотя Фетисов стал первым, которому удалось еще до падения Берлинской стены вырваться из коммунистической системы, рассматривающей спортсменов как инструмент идеологии, горечь в его словах сквозит до сих пор, поскольку он никогда не хотел уезжать и любил свой родной армейский клуб.

Кино о русской команде рисует героев в свете печального юмора, представляя этих гладиаторов, какими они казались на льду, незаурядными личностями, способными бороться с бездушной государственной машиной. Хотя многих она все же покалечила.

Некоторые детали биографий великих игроков будут восприняты неоднозначно, особенно если учесть, что далеко не у всех великих сложилась заокеанская карьера. Несмотря на то что с конца 1980-х гг. более 500 наших хоккеистов отправились играть в НХЛ, Третьяк никогда не играл за иностранные клубы, закончив карьеру в 30 лет. Многие армейцы, попав "в профессионалы", потеряли звездный статус, а гениальный Владимир Крутов подорвал здоровье, скончавшись в прошлом году, и мы видим его последнее интервью...

И все же авторы пытаются рассказать свою историю так, чтобы герои, не будучи артистами, смогли и достойно сыграть самих себя, и понравиться зрителю. Гэйб Польски, будучи за кадром, умело справляется с режиссерской задачей. Мы чувствуем, какое уважение питают кинематографисты к "красной легенде", как они стараются стереть бронзовый налет с их публичного образа, и вместе с тем избегают фамильярного заигрывания, с какой художественной тщательностью смонтирован и снят документальный материал.

Но особенно радует, что неигровое кино, не пользующееся особым спросом на Каннском фестивале, демонстрируется в специальной программе и вызывает широкий отклик у публики, причем не только в силу кинематографических достоинств, а еще и как дань уважения к истории нашего отечественного спорта. Самого Вячеслава Фетисова, посетившего эту каннскую премьеру вместе с супругой, также одну из героинь фильма зал долго провожал аплодисментами, и у звезды мирового хоккея не было отбоя от делающих получить автограф. Как и всегда.

Выбор читателей