Эрдогана свергнут в любой момент

Турецкий президент окончательно возложил на себя функции султана, поправ основные принципы, на которых базируется современная государственность страны. Это может выйти для него боком

Несмотря на воинственные заявления турецкого президента, политическая ситуация в самой Турции может измениться в самом скором времени и самым неожиданным образом.

Фото: Zuma/ Global Look

Пока внимание основной части экспертного сообщества и СМИ приковано к внешнеполитической активности Турции и ее гиперактивного президента, весьма драматические события происходят внутри самой страны.

Как сообщила в среду, 2 марта, Al-Monitor, турецкая общественность находится в состоянии шока от действий Реджепа Эрдогана, объявившего о неодобрении им решения Конституционного суда страны.

Напомним, что накануне Конституционный суд (КС) Турции постановил, что арест журналистов оппозиционной газеты Cumhuriyet Джана Дюндара и Эрдема Гюля, раскрывших связи Анкары и "Исламского государства*" (запрещенного в России), незаконен. Тем не менее Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что он, как президент, не может следовать этому решению, поскольку деятельность журналистов, по его мнению, являлась шпионажем.

По мнению издания, своими действиями президент Турции показал, что он не намерен принимать во внимание решения законных государственных институтов, способные бросить вызов его стремлению к неограниченной личной власти.

Дело в том, что, согласно турецким законам, Конституционный суд является единственным институтом, наделенным правом принимать собственные решения без оглядки на президента. Тот факт, что Эрдоган открыто попрал решение Конституционного суда, может свидетельствовать о том, что президент намерен сосредоточить в своих руках абсолютную власть, подавив последние элементы демократии.

Стоит пояснить, что в настоящее время турецкое общество расколото на две условные группы - так называемых "патриотов", поддерживающих авторитарный режим Эрдогана и его стремление к возрождению Османской империи, и тех, кто выступает за западные ценности и свободы.

Первая группа представлена преимущественно низкообразованными слоями населения с невысоким уровнем доходов. По своей численности она превосходит лагерь тех, кто предпочитает "западные" ценности и идеалы.

При этом в Турции существует и еще одна важная сила - армия. В отличие от многих других стран, турецкие военные в большинстве своем являются приверженцами демократических идей и не испытывают радости от османских амбиций своего президента. До последнего времени турецкая армия придерживалась нейтральных позиций, что позволяло поддерживать политический баланс в стране.

Угроза смещения этого баланса начала увеличиваться по мере нарастания политических заигрываний Эрдогана с "Исламским государством". Однако до последнего времени это не выливалось в политический конфликт, в том числе и потому, что Конституционный суд рассматривался армией и прогрессивной общественностью, как сила, способная сдерживать диктаторские устремления президента.

Теперь, когда Эрдоган попытался открыто подавить эту самую силу, вероятность нарушения прежнего статус-кво близка к 100%.

Учитывая настроения в турецкой армии, есть основания полагать, что военные не будут слишком долго терпеть имперские амбиции новоявленного султана. Более того, абсолютизация власти Эрдогана совпала по времени с ухудшением экономической ситуации в стране и нарастающей угрозой войны.

Учитывая, что от того, чью сторону в случае внутреннего конфликта займет армия, будет зависеть политическое будущее Турции, вероятность военного переворота и силового свержения Эрдогана стремительно растет. Нельзя исключать, что проигнорировав решение КС, он уже переступил некую черту, после которой турецкие военные перестанут играть во внутренней политике роль исключительно наблюдателей.  

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей